Уильям Гибсон - Отец-Основатель киберпанка


Не каждому человеку выпадает в жизни возможность оставить след. Создать нечто новое, объединяющее многие умы. На стыке семидесятых и восьмидесятых Уильям Гибсон придумал жанр киберпанк.
То было время непростое и местами мрачное. Постиндустриальное общество только начало строиться, а доллар отказался от привязки к золоту. Компьютер перестал быть шкафом, занимающим полкомнаты. А генная инженерия сделала первые, робкие шаги.
В те годы технострахи завладели людьми. Фильмы «Терминатор» и «Робокоп» стали хитами. Не менее ярким получился первый «Чужой», где робот оказался одним из антигероев, марионеткой крупной корпорации. Все три фильма получили признание и критиков, и зрителей. Они стали той ласточкой, которая показала, что зрителям подавай ужасные технологии порабощения, противостояние рациональной машины и живого человека.
Уильям Гибсон тоже восхищался этими фильмами. А заодно – «Бегущим по Лезвию». Фильм оставил неизгладимое впечатление, Гибсон был буквально очарован каждой сценой. К тому времени он уже написал «Сожжение Хром» и «Осколки голографической розы», а на руках была половина написанного «Нейроманта» и черновики остальных романов трилогии «Киберпространство». Гибсон уже тогда горел желанием изобразить стык европейской и азиатской (японской) культур. Он видел будущее в мультикультурализме, размытии наций и границ. Единство правового поля, слабость государств, внушительные транснациональные корпорации – за этим стояло будущее. Ведь уже тогда делали первые шаги будущие гиганты рынка IBM, Microsoft и Apple.

Изображение взято с сайта: changeua.com

Правда, самого Гибсона мало волновали сами машины. Он слышал о сети, объединявшей несколько компьютеров в одну конгломерацию. Это был военный протокол – самый древний прообраз Интернета. Именно там, в недрах защищенной информации, передававшейся с невероятной скоростью, Гибсон видел ключ к завоеванию Земли. И оно состоялось, когда Интернет победоносной поступью проник в каждый дом. Случилось это в конце девяностых, но доступным для масс Интернет стал с рубежа семидесятых-восьмидесятых.

Изображение взято с сайта: www.syl.ru

Хакеры, крадущие ценную информацию, защитные преграды в виде Черного Льда – это уже романтика из противостояния властей и первых знатоков Интернета, создавших вирусы. Трояны и черви подтолкнули Гибсона к этой идее, и он все больше углублялся в киберпространство, которое он видел недоступным для законов местом, в котором многие, даже самые нелепые и мелочные желания могут стать явью.
Гибсон фанател по виртуальным мирам, но при этом сам всегда жил в реальном. Он печатал на механической машинке, а о компьютерах имел весьма смутное представление. Когда дело касалось технической части, Гисбон предпочитал набирать друга – Брюса Стерлинга. Тот объяснял на пальцах работу транзисторов и плат, чем оперативная память отличается от постоянной, и зачем вообще нужны дискеты и жесткие диски. Гибсон внимательно слушал и мотал на ус.
В те годы Гибсон также увлекался космосом. Оттуда и футуристичные кабинки-соты отелей. Нравились Гибсону не свои, американские, корабли, а советские. Изучая технологии страны, расположенной за Железным Занавесом, Гибсон все больше проникался симпатиями к простому советскому человеку. А еще сам Гибсон видел весь советский народ одинаковым. Одинаково бесправным, робеющим и заискивающим перед властью. Большая часть населения Земли в трилогии «Киберпространства» также старается не мешать жить людям из Фрисайда, а также прячется «по норам с наступлением дневного света». Поэтому везде мелькают неоновые лампы, на которые не так больно смотреть. И они не обжигают.

Изображение взято с сайта: ic.pics.livejournal.com

Гибсон свел все эти вещи воедино – и получилась волнительная смесь. Он стал гением, собравшим всевозможные награды.
Путь к славе был тернист. Гибсон издал первое произведение в двадцать девять лет. «Нейромант» вышел, когда Гибсону стукнуло тридцать шесть. Солидный возраст, ничего не скажешь. Но признание никогда не бывает поздним.
Сам Гибсон желал создать нечто новое в литературе, но с каждым годом убеждался в том, что напророчил слишком мрачную реальность. И когда отдельные элементы киберпанка начали воплощаться в жизнь, Гибсон стал потихоньку отходить от жанра.

Изображение взято с сайта: www.mirf.ru

Так он пришел к трилогии «Бигенда», которая очень близка к современным представлениям о локативном искусстве, полна геотегов и вполне вписывается в категорию городского фэнтези. Это довольно приятное чтиво, но уже не имеющее ничего общего с киберпанком. Гибсон же экспериментами доволен, ибо психологические аспекты использования новых технологий ему удалось раскрыть в трех новых работах. «Бигенд» оказался более оптимистичным и ярким, нежели «Киберпространство», а также подарил надежду на будущие позитивные перемены.
Гибсон мало-помалу отошел от негативного смакования будущего. Но и сейчас из-под его пера порой выходят противоречивые и антиутопичные работы вроде «Периферийных устройств».
Гибсон недавно справил семидесятилетие. Он все также радуется очкам виртуальной реальности, считает, что будущее за виртуальностью, а также критикует игры в жанре киберпанк. О своих творческих планах не предпочитает распространяться.

Изображение взято с сайта: cv1.litres.ru

Текст его все так же легок и интересен, а живые герои порой проскальзывают в тех или иных формулировках. Когда читаешь твиттер Гибсона, неизменно представляешь себе персонажей его работ.
Уильям Гибсон – идеальный Отец-Основатель, внесший немалый вклад в жанр и не оставшийся пожинать лавры успеха. Его всегда вела вперед жажда знаний, жажда успеха, жажда влияния на подрастающее поколение. Он был Творцом и Реформатором. Он вдохнул жизнь в каменное изваяние Сети. И пусть не все удалось, и работ написано не так много, маэстро все же оставил свой неизгладимый след в истории, благодаря которому расцвел жанр киберпанк.
Как хорошо, что просмотр фильма «Бегущий по Лезвию» не отбил у Гибсона желание написать «Нейроманта».

Комментарии

Популярные сообщения