Уильям Гибсон - Отец-Основатель киберпанка
Не каждому человеку выпадает в жизни
возможность оставить след. Создать нечто новое, объединяющее многие умы. На
стыке семидесятых и восьмидесятых Уильям Гибсон придумал жанр киберпанк.
То было время непростое и местами
мрачное. Постиндустриальное общество только начало строиться, а доллар
отказался от привязки к золоту. Компьютер перестал быть шкафом, занимающим
полкомнаты. А генная инженерия сделала первые, робкие шаги.
В те годы технострахи завладели людьми.
Фильмы «Терминатор» и «Робокоп» стали хитами. Не менее ярким получился первый
«Чужой», где робот оказался одним из антигероев, марионеткой крупной
корпорации. Все три фильма получили признание и критиков, и зрителей. Они стали
той ласточкой, которая показала, что зрителям подавай ужасные технологии
порабощения, противостояние рациональной машины и живого человека.
Уильям Гибсон тоже восхищался этими
фильмами. А заодно – «Бегущим по Лезвию». Фильм оставил неизгладимое
впечатление, Гибсон был буквально очарован каждой сценой. К тому времени он уже
написал «Сожжение Хром» и «Осколки голографической розы», а на руках была
половина написанного «Нейроманта» и черновики остальных романов трилогии
«Киберпространство». Гибсон уже тогда горел желанием изобразить стык
европейской и азиатской (японской) культур. Он видел будущее в
мультикультурализме, размытии наций и границ. Единство правового поля, слабость
государств, внушительные транснациональные корпорации – за этим стояло будущее.
Ведь уже тогда делали первые шаги будущие гиганты рынка IBM, Microsoft и
Apple.
Изображение взято с сайта: changeua.com
Правда, самого Гибсона мало волновали
сами машины. Он слышал о сети, объединявшей несколько компьютеров в одну
конгломерацию. Это был военный протокол – самый древний прообраз Интернета.
Именно там, в недрах защищенной информации, передававшейся с невероятной
скоростью, Гибсон видел ключ к завоеванию Земли. И оно состоялось, когда
Интернет победоносной поступью проник в каждый дом. Случилось это в конце
девяностых, но доступным для масс Интернет стал с рубежа
семидесятых-восьмидесятых.
Изображение взято с сайта: www.syl.ru
Хакеры, крадущие ценную информацию,
защитные преграды в виде Черного Льда – это уже романтика из противостояния
властей и первых знатоков Интернета, создавших вирусы. Трояны и черви
подтолкнули Гибсона к этой идее, и он все больше углублялся в
киберпространство, которое он видел недоступным для законов местом, в котором
многие, даже самые нелепые и мелочные желания могут стать явью.
Гибсон фанател по виртуальным мирам, но
при этом сам всегда жил в реальном. Он печатал на механической машинке, а о
компьютерах имел весьма смутное представление. Когда дело касалось технической
части, Гисбон предпочитал набирать друга – Брюса Стерлинга. Тот объяснял на
пальцах работу транзисторов и плат, чем оперативная память отличается от
постоянной, и зачем вообще нужны дискеты и жесткие диски. Гибсон внимательно
слушал и мотал на ус.
В те годы Гибсон также увлекался
космосом. Оттуда и футуристичные кабинки-соты отелей. Нравились Гибсону не
свои, американские, корабли, а советские. Изучая технологии страны,
расположенной за Железным Занавесом, Гибсон все больше проникался симпатиями к
простому советскому человеку. А еще сам Гибсон видел весь советский народ
одинаковым. Одинаково бесправным, робеющим и заискивающим перед властью.
Большая часть населения Земли в трилогии «Киберпространства» также старается не
мешать жить людям из Фрисайда, а также прячется «по норам с наступлением
дневного света». Поэтому везде мелькают неоновые лампы, на которые не так
больно смотреть. И они не обжигают.
Изображение взято с сайта: ic.pics.livejournal.com
Гибсон свел все эти вещи воедино – и
получилась волнительная смесь. Он стал гением, собравшим всевозможные награды.
Путь к славе был тернист. Гибсон издал
первое произведение в двадцать девять лет. «Нейромант» вышел, когда Гибсону
стукнуло тридцать шесть. Солидный возраст, ничего не скажешь. Но признание никогда
не бывает поздним.
Сам Гибсон желал создать нечто новое в
литературе, но с каждым годом убеждался в том, что напророчил слишком мрачную
реальность. И когда отдельные элементы киберпанка начали воплощаться в жизнь,
Гибсон стал потихоньку отходить от жанра.
Изображение взято с сайта: www.mirf.ru
Так он пришел к трилогии «Бигенда»,
которая очень близка к современным представлениям о локативном искусстве, полна
геотегов и вполне вписывается в категорию городского фэнтези. Это довольно
приятное чтиво, но уже не имеющее ничего общего с киберпанком. Гибсон же
экспериментами доволен, ибо психологические аспекты использования новых
технологий ему удалось раскрыть в трех новых работах. «Бигенд» оказался более
оптимистичным и ярким, нежели «Киберпространство», а также подарил надежду на
будущие позитивные перемены.
Гибсон мало-помалу отошел от негативного
смакования будущего. Но и сейчас из-под его пера порой выходят противоречивые и
антиутопичные работы вроде «Периферийных устройств».
Гибсон недавно справил семидесятилетие.
Он все также радуется очкам виртуальной реальности, считает, что будущее за
виртуальностью, а также критикует игры в жанре киберпанк. О своих творческих
планах не предпочитает распространяться.
Изображение взято с сайта: cv1.litres.ru
Текст его все так же легок и интересен,
а живые герои порой проскальзывают в тех или иных формулировках. Когда читаешь
твиттер Гибсона, неизменно представляешь себе персонажей его работ.
Уильям Гибсон – идеальный
Отец-Основатель, внесший немалый вклад в жанр и не оставшийся пожинать лавры
успеха. Его всегда вела вперед жажда знаний, жажда успеха, жажда влияния на
подрастающее поколение. Он был Творцом и Реформатором. Он вдохнул жизнь в
каменное изваяние Сети. И пусть не все удалось, и работ написано не так много,
маэстро все же оставил свой неизгладимый след в истории, благодаря которому
расцвел жанр киберпанк.
Как хорошо, что просмотр фильма «Бегущий
по Лезвию» не отбил у Гибсона желание написать «Нейроманта».
Комментарии
Отправить комментарий