Как написать киберпанк-роман: пошаговый гайд
Вы хотите написать киберпанк-роман, но
не знаете, с чего начать и как закончить? Что ж, вы попали по адресу. В этом
пошаговом гайде вы узнаете как из точки А попасть в точку Б. Шутка. Вы узнаете,
как написать роман в жанре киберпанк.
Шаг первый. Идея.
Изображение взято с сайта: ae01.alicdn.com
Без идеи вы далеко не продвинетесь.
Поэтому в идее заключен весь смак произведения. Безыдейная, но качественная
работа раньше относилась к литературе категории «Б». Да и сейчас такие книги
имеют репутацию бульварного чтива.
Идея – та мысль, которая владеет вами,
которая вдохновляет вас. Имея такую идею, ею можно заразить читателей вашего
романа. Берегите и лелейте идею, и кто знает, возможно, однажды вы измените
этот мир…
Шаг второй. План.
Изображение взято с сайта: http://blog-bridge.ru
Сразу же, как только у вас в голове
сформировалась идея, переходите к следующему этапу. Распишите в подробностях,
как эта идея должна повлиять на сюжет и персонажей. Распишите ее в мельчайших
подробностях. Поставьте пункты того, как герои буду подбираться к идее. Первые
пункты будут вводными, остальная половина написанного станет кульминацией и
развязкой.
В самом начале плана оставьте несколько
пунктов для описания персонажей и места действия. Это будет первая половина
произведения.
3. Подробный план.
Изображение взято с сайта: getsocial.ru
Теперь возьмите каждый получившийся
пункт и подумайте о пути, который должен будет пройти герой. Что он должен
встретить на своем пути? И кого? Каждое такое событие встройте в план.
Распишите каждый получившийся пункт. Эти аннотации глав вам потом подскажут,
какое настроение будет у главы. И помогут писать тогда, когда будет проблема с
оригинальными мини-идеями, раскрывающими главную.
4. Персонажи.
Изображение взято с сайта: st2.depositphotos.com
Без них никуда. В киберпанке
используются персонажи из нуарного детектива. Набор персонажей стандартен:
роковая женщина, антигерой, благородный злодей. Но можете внести разнообразие и
ввести нестандартных для жанра персонажей. Но не забывайте, что в отличие от
посткиберпанка героя ждет полное крушение надежд или смерть.
Роковая красотка или роковой красавец
почти всегда несут проблемы для главного героя или героини. И они в один момент
могут предать или провести собственную авантюру. И это предательство также
может «добить» главного героя.
Но не углубляйтесь в биографии
персонажей. Описывайте только то, что может повлиять на сюжет. И указывайте
только те качества, которые герой точно проявит. Избегайте излишней
детализации.
5. Создание аннотации.
Изображение взято с сайта: http://uznaikak.su
Теперь распишите каждый пункт плана
двумя-тремя предложениями. Это будет ваша расширенная аннотация.
А теперь выкиньте все то, что не
относится к вашей идее. Сосредоточьтесь только на ней. И оставьте только те
предложения, которые относятся к идее. Это и есть аннотация. Вы не только
будете ее использовать для представления произведения издательствам и
читателям, но будете посматривать на нее, если забудете, о чем вообще хотели
написать (и такое бывает).
6. Сцены, которые цепляют вас.
Изображение взято с сайта: googala.ru
А теперь пришло время для вдохновения.
Вы можете написать те сцены, которые появились у вас в голове. Те крутые сцены,
которые у вас появились вместе с идеей. Теперь пришло время им выйти на сцену!
Опишите каждую такую сцену в подробностях. Дайте волю фантазии. Потом вы каждую
такую сцену будете встраивать в законченный текст. На одном дыхании роман не
написать, но самые яркие сцены – те, что писались под вдохновением. И лучше
написать их сразу же. Когда напишите не один роман, сможете растягивать
удовольствие и не писать эти сцены сразу же.
7. Создаем файл для каждой главы.
Изображение взято с сайта: http://nextontext.ru
Да, каждый пункт плана, по идее, должен
стать основой для каждой главы романа.
8. Завязка.
Изображение взято с сайта: www.litdic.ru
В завязке сюжета вы должны указать как
можно больше развешенных ружей. Характер персонажа тоже должен проявиться, в
отличие от остального. То бишь, если вы можете описать героя одним словом, то
именно оно должно проявиться в завязке. Остальные факты о герое: биография,
мотивы, поступки – проявятся позже. Помните, что читателей цепляет то, что они
увидели первыми, а также эмоции. Характер – проявление эмоций, так что он
должен быть определяющим в самом начале. Развитие характера тоже может стать
краеугольной идеей произведения.
В самом начале можно подобрать немало
крутых метафор для затравочки, а заодно описать мир как можно подробнее.
Декорации должны быть впечатляющими.
9. Середина.
Изображение взято с сайта: xage.ru
Самая нелюбимая многими часть. Ибо в
середине повествование редко бывает резким и насыщенным, как правило, эта часть
всегда провисает. Середина редко бывает насыщенной событиями или действиями,
энергия часто иссякает к этому моменту. Ведь в концовке можно сделать твист, а
начало таким убеждающим, что многие примутся за книгу.
И, все же, середина – самая важная
часть. Даже когда не особо хочется писать. Просто сядьте и опишите все, что
происходило и происходит в середине. И старайтесь не торопиться, а прописывать
все, что происходит в центральных главах (это где-то 4-14 глав примерно). Даже
если не идет. Даже если из-под палки. Отдохнуть сможете тогда, когда поймете,
что следующая глава – кульминационная. Тогда можете сделать передышку. Если
идет совсем туго – ставьте планку. Минимум 500 слов в день.
10. Диалоги.
Изображение взято с сайта: http://rus.lang-study.com
Теперь еще раз перечитайте то, что
получилось. И начните работать над диалогами. Вы должны помнить, что у бродяги,
выросшем на улицах нео-города в речи может преобладать сленг и вульгарщина. А у
представителя высших кругов в речи могут проскакивать и научные словечки. Важно
выработать стилистику персонажей. Перепишите диалоги под них, вставьте крутые
фразочки, присущие только определенному персонажу, и они оживут благодаря речи.
Успех в диалогах – успех в половине текста.
11. Кульминация.
Изображение взято с сайта: http://i-panin.ru
А теперь вспомните те сценки, которые
вас вдохновляли, которые захватывали ваше воображение в самом начале. Скорее
всего, почти все они относились к концовке и кульминации. Даже больше к
кульминации. Ибо она – поворотный момент в произведении.
В детективе кульминация – поворотный
момент, после которого не остается сомнений в разгадке. Концовка служит
подтверждением.
В антиутопии кульминация – момент, при
котором герой узнает правду об истинной природе мира, в котором живет.
Кульминация меняет представление об
истинной подоплеке произведения. Читатели начинают понимать основную идею,
которую вы заложили в самом начале. И еще в кульминации выстреливают
развешенные раньше ружья.
12. Развязка.
Изображение взято с сайта: www.rutraveller.ru
То, ради чего вы пишите работу –
подвести ее к какому-то итогу и оставить читателям пищу для размышления. Можете
расписать авторскую позицию по поводу идеи, поделиться мыслями насчет проблемы.
Но можете и не раскрывать идею, оставив ее на откуп читателю – тут все
индивидуально.
Главное одно – вы должны быть уверены,
что концовка запомнится читателям, что она станет тем самым фейерверком,
который еще долго будут вспоминать восторженные зрители окончившегося книжного
концерта. Концовка должна будоражить внимание, должна шокировать, восхищать и
уж точно не оставлять равнодушным.
Вот поэтому в концовке я почти всегда
полагаюсь на вдохновение, и оно редко подводит. Бывает и так, что я сначала
пишу концовку, а все остальное уже подстраиваю под нее.
Ведь всем же нравятся фильмы с
неожиданной развязкой, верно?
13. Редактура.
Изображение взято с сайта: http://www.smileus.ru
На этом этапе нужно остановиться, ибо
многие не желают перечитывать свой текст. Стоп, а как вы думаете, интересен он
будет вашим читателям? И почему вы так боитесь его перечитывать?
А ловить блох очень даже важно и нужно.
Не сделаете этого – получите ворох проблем. Хорошо, когда читатели спокойные и
рассудительные. Они просто пришлют в личку ошибки и даже некоторые разберут. Но
большинство будет возмущаться неграмотностью, особенно, если ошибка очевидна.
Простая функция в «Ворде» - «Правописание» - поможет вам вычистить работу от
самых очевидных ошибок.
А затем за редактуру должны взяться вы.
Еще раз перечитать текст, поправить несогласованности в предложениях, убрать
двусмысленность в предложениях. И даже личные и уточняющие местоимения убрать,
если они повторяются в огромных количествах – без них работа выглядит куда
опрятнее и интереснее.
Да, и не бойтесь выкидывать неудачные
предложения и даже сцены. Лучше меньше да качественнее.
14. Описания.
Изображение взято с сайта: french-online.ru
А после редактуры у вас объем романа
уменьшится. Чем же его заполнить, дабы он совсем не стал повестью?
Придирчивого критика задвигаем за шторку
и начинаем писать описания. В 99 случаях из 100 именно описаний не хватает
тексту. Повествование скачет резво, персонажи думают и рассуждают. А вокруг –
вакуум. Ну, парой штрихов обрисовывается место действия, но и только.
Вы должны уметь показать окружение,
внешний мир, обволакивающий героев. И не забывать о том, что декорации в
киберпанке – важная составляющая атмосферы. Если не будете подчеркивать ее,
если читатели не увидят неоновые огни и смог на улицах, то они будут думать о
работе как об обычной научной фантастике, а не о киберпанке.
Они просто забудут о киберпанке, как
могли забыть вы, ибо я специально не упоминал о тонкостях до этого пункта.
15. Еще больше описаний.
Изображение взято с сайта: www.syl.ru
И не забывайте о том, что описания – не
просто эпитеты. Это еще и метафоры. И даже крылатые фразы. Старайтесь пополнять
лексикон, но даже простой справочник крылатых фраз и выражений может вам
здорово помочь. Не пренебрегайте им. Сделайте мир, окружающий героя, ярким и
запоминающимся. Если вы вспомните «Нейроманта», то он был очень мрачным, но
действие было тягучим. И все из-за потрясающего погружения в атмосферу упадка и
нуара: каждый кадр, каждая сценка – кинематографична. А многие описания
растащены на цитаты.
16. Форматирование и верстка.
Изображение взято с сайта: http://www.karandash.by
А дальше нужно определиться с форматом,
в котором будете выкладывать роман на всеобщее обозрение. Вы же хотите кусочек
славы, не правда ли?
Если роман собираетесь печатать, то вам
нужно заняться версткой и сверстать экземпляр книги.
Если планируете публиковать в Интернете,
то не обойтись без должного форматирования.
И кроме форматирования и верстки не
забывайте о том, что ключевые слова и фразы можно выделить. Жирный шрифт,
курсив, подчеркивание – способов один только «Ворд» знает три. На самом деле,
их больше.
17. Продвижение романа.
Изображение взято с сайта: http://burods.ru
И не забывайте об этой важной вещи.
Пиарьте роман где только можно. Старайтесь сделать так, чтобы о нем узнал самый
широкий круг читателей. Тогда вы точно сможете получить свою минуту славы.
И когда ваш роман будет на каждом углу
продаваться, а в каждой социальной сети будет создана группа, вы приблизите тем
самым популярность киберпанка как жанра. Видите, какой он благородный – ваши
отношения с этим жанром точно будут двусторонними.
Желаю вам написать крутой
киберпанк-роман. Если вы в точности будете следовать этому гайду, то можете не
сомневаться, что ваш роман прочту я. И вон тот парень. И тот, что стоит за
вашим плечом. Шутка, это же кот.
Благодарю за внимание!
Комментарии
Отправить комментарий