Как написать киберпанк-роман: пошаговый гайд


Вы хотите написать киберпанк-роман, но не знаете, с чего начать и как закончить? Что ж, вы попали по адресу. В этом пошаговом гайде вы узнаете как из точки А попасть в точку Б. Шутка. Вы узнаете, как написать роман в жанре киберпанк.

Шаг первый. Идея.


Изображение взято с сайта: ae01.alicdn.com

Без идеи вы далеко не продвинетесь. Поэтому в идее заключен весь смак произведения. Безыдейная, но качественная работа раньше относилась к литературе категории «Б». Да и сейчас такие книги имеют репутацию бульварного чтива.
Идея – та мысль, которая владеет вами, которая вдохновляет вас. Имея такую идею, ею можно заразить читателей вашего романа. Берегите и лелейте идею, и кто знает, возможно, однажды вы измените этот мир…

Шаг второй. План.


Изображение взято с сайта: http://blog-bridge.ru

Сразу же, как только у вас в голове сформировалась идея, переходите к следующему этапу. Распишите в подробностях, как эта идея должна повлиять на сюжет и персонажей. Распишите ее в мельчайших подробностях. Поставьте пункты того, как герои буду подбираться к идее. Первые пункты будут вводными, остальная половина написанного станет кульминацией и развязкой.
В самом начале плана оставьте несколько пунктов для описания персонажей и места действия. Это будет первая половина произведения.

3. Подробный план.

Изображение взято с сайта: getsocial.ru

Теперь возьмите каждый получившийся пункт и подумайте о пути, который должен будет пройти герой. Что он должен встретить на своем пути? И кого? Каждое такое событие встройте в план. Распишите каждый получившийся пункт. Эти аннотации глав вам потом подскажут, какое настроение будет у главы. И помогут писать тогда, когда будет проблема с оригинальными мини-идеями, раскрывающими главную.

4. Персонажи.

Изображение взято с сайта: st2.depositphotos.com

Без них никуда. В киберпанке используются персонажи из нуарного детектива. Набор персонажей стандартен: роковая женщина, антигерой, благородный злодей. Но можете внести разнообразие и ввести нестандартных для жанра персонажей. Но не забывайте, что в отличие от посткиберпанка героя ждет полное крушение надежд или смерть.
Роковая красотка или роковой красавец почти всегда несут проблемы для главного героя или героини. И они в один момент могут предать или провести собственную авантюру. И это предательство также может «добить» главного героя.
Но не углубляйтесь в биографии персонажей. Описывайте только то, что может повлиять на сюжет. И указывайте только те качества, которые герой точно проявит. Избегайте излишней детализации.

5. Создание аннотации.

Изображение взято с сайта: http://uznaikak.su

Теперь распишите каждый пункт плана двумя-тремя предложениями. Это будет ваша расширенная аннотация.
А теперь выкиньте все то, что не относится к вашей идее. Сосредоточьтесь только на ней. И оставьте только те предложения, которые относятся к идее. Это и есть аннотация. Вы не только будете ее использовать для представления произведения издательствам и читателям, но будете посматривать на нее, если забудете, о чем вообще хотели написать (и такое бывает).

6. Сцены, которые цепляют вас.

Изображение взято с сайта: googala.ru

А теперь пришло время для вдохновения. Вы можете написать те сцены, которые появились у вас в голове. Те крутые сцены, которые у вас появились вместе с идеей. Теперь пришло время им выйти на сцену! Опишите каждую такую сцену в подробностях. Дайте волю фантазии. Потом вы каждую такую сцену будете встраивать в законченный текст. На одном дыхании роман не написать, но самые яркие сцены – те, что писались под вдохновением. И лучше написать их сразу же. Когда напишите не один роман, сможете растягивать удовольствие и не писать эти сцены сразу же.

7. Создаем файл для каждой главы.

Изображение взято с сайта: http://nextontext.ru

Да, каждый пункт плана, по идее, должен стать основой для каждой главы романа.

8. Завязка.

Изображение взято с сайта: www.litdic.ru

В завязке сюжета вы должны указать как можно больше развешенных ружей. Характер персонажа тоже должен проявиться, в отличие от остального. То бишь, если вы можете описать героя одним словом, то именно оно должно проявиться в завязке. Остальные факты о герое: биография, мотивы, поступки – проявятся позже. Помните, что читателей цепляет то, что они увидели первыми, а также эмоции. Характер – проявление эмоций, так что он должен быть определяющим в самом начале. Развитие характера тоже может стать краеугольной идеей произведения.
В самом начале можно подобрать немало крутых метафор для затравочки, а заодно описать мир как можно подробнее. Декорации должны быть впечатляющими.

9. Середина.

Изображение взято с сайта: xage.ru

Самая нелюбимая многими часть. Ибо в середине повествование редко бывает резким и насыщенным, как правило, эта часть всегда провисает. Середина редко бывает насыщенной событиями или действиями, энергия часто иссякает к этому моменту. Ведь в концовке можно сделать твист, а начало таким убеждающим, что многие примутся за книгу.
И, все же, середина – самая важная часть. Даже когда не особо хочется писать. Просто сядьте и опишите все, что происходило и происходит в середине. И старайтесь не торопиться, а прописывать все, что происходит в центральных главах (это где-то 4-14 глав примерно). Даже если не идет. Даже если из-под палки. Отдохнуть сможете тогда, когда поймете, что следующая глава – кульминационная. Тогда можете сделать передышку. Если идет совсем туго – ставьте планку. Минимум 500 слов в день.

10. Диалоги.

Изображение взято с сайта: http://rus.lang-study.com

Теперь еще раз перечитайте то, что получилось. И начните работать над диалогами. Вы должны помнить, что у бродяги, выросшем на улицах нео-города в речи может преобладать сленг и вульгарщина. А у представителя высших кругов в речи могут проскакивать и научные словечки. Важно выработать стилистику персонажей. Перепишите диалоги под них, вставьте крутые фразочки, присущие только определенному персонажу, и они оживут благодаря речи. Успех в диалогах – успех в половине текста.

11. Кульминация.

Изображение взято с сайта: http://i-panin.ru

А теперь вспомните те сценки, которые вас вдохновляли, которые захватывали ваше воображение в самом начале. Скорее всего, почти все они относились к концовке и кульминации. Даже больше к кульминации. Ибо она – поворотный момент в произведении.
В детективе кульминация – поворотный момент, после которого не остается сомнений в разгадке. Концовка служит подтверждением.
В антиутопии кульминация – момент, при котором герой узнает правду об истинной природе мира, в котором живет.
Кульминация меняет представление об истинной подоплеке произведения. Читатели начинают понимать основную идею, которую вы заложили в самом начале. И еще в кульминации выстреливают развешенные раньше ружья.

12. Развязка.

Изображение взято с сайта: www.rutraveller.ru

То, ради чего вы пишите работу – подвести ее к какому-то итогу и оставить читателям пищу для размышления. Можете расписать авторскую позицию по поводу идеи, поделиться мыслями насчет проблемы. Но можете и не раскрывать идею, оставив ее на откуп читателю – тут все индивидуально.
Главное одно – вы должны быть уверены, что концовка запомнится читателям, что она станет тем самым фейерверком, который еще долго будут вспоминать восторженные зрители окончившегося книжного концерта. Концовка должна будоражить внимание, должна шокировать, восхищать и уж точно не оставлять равнодушным.
Вот поэтому в концовке я почти всегда полагаюсь на вдохновение, и оно редко подводит. Бывает и так, что я сначала пишу концовку, а все остальное уже подстраиваю под нее.
Ведь всем же нравятся фильмы с неожиданной развязкой, верно?

13. Редактура.

Изображение взято с сайта: http://www.smileus.ru

На этом этапе нужно остановиться, ибо многие не желают перечитывать свой текст. Стоп, а как вы думаете, интересен он будет вашим читателям? И почему вы так боитесь его перечитывать?
А ловить блох очень даже важно и нужно. Не сделаете этого – получите ворох проблем. Хорошо, когда читатели спокойные и рассудительные. Они просто пришлют в личку ошибки и даже некоторые разберут. Но большинство будет возмущаться неграмотностью, особенно, если ошибка очевидна. Простая функция в «Ворде» - «Правописание» - поможет вам вычистить работу от самых очевидных ошибок.
А затем за редактуру должны взяться вы. Еще раз перечитать текст, поправить несогласованности в предложениях, убрать двусмысленность в предложениях. И даже личные и уточняющие местоимения убрать, если они повторяются в огромных количествах – без них работа выглядит куда опрятнее и интереснее.
Да, и не бойтесь выкидывать неудачные предложения и даже сцены. Лучше меньше да качественнее.

14. Описания.

Изображение взято с сайта: french-online.ru

А после редактуры у вас объем романа уменьшится. Чем же его заполнить, дабы он совсем не стал повестью?
Придирчивого критика задвигаем за шторку и начинаем писать описания. В 99 случаях из 100 именно описаний не хватает тексту. Повествование скачет резво, персонажи думают и рассуждают. А вокруг – вакуум. Ну, парой штрихов обрисовывается место действия, но и только.
Вы должны уметь показать окружение, внешний мир, обволакивающий героев. И не забывать о том, что декорации в киберпанке – важная составляющая атмосферы. Если не будете подчеркивать ее, если читатели не увидят неоновые огни и смог на улицах, то они будут думать о работе как об обычной научной фантастике, а не о киберпанке.
Они просто забудут о киберпанке, как могли забыть вы, ибо я специально не упоминал о тонкостях до этого пункта.

15. Еще больше описаний.

Изображение взято с сайта: www.syl.ru

И не забывайте о том, что описания – не просто эпитеты. Это еще и метафоры. И даже крылатые фразы. Старайтесь пополнять лексикон, но даже простой справочник крылатых фраз и выражений может вам здорово помочь. Не пренебрегайте им. Сделайте мир, окружающий героя, ярким и запоминающимся. Если вы вспомните «Нейроманта», то он был очень мрачным, но действие было тягучим. И все из-за потрясающего погружения в атмосферу упадка и нуара: каждый кадр, каждая сценка – кинематографична. А многие описания растащены на цитаты.

16. Форматирование и верстка.

Изображение взято с сайта: http://www.karandash.by

А дальше нужно определиться с форматом, в котором будете выкладывать роман на всеобщее обозрение. Вы же хотите кусочек славы, не правда ли?
Если роман собираетесь печатать, то вам нужно заняться версткой и сверстать экземпляр книги.
Если планируете публиковать в Интернете, то не обойтись без должного форматирования.
И кроме форматирования и верстки не забывайте о том, что ключевые слова и фразы можно выделить. Жирный шрифт, курсив, подчеркивание – способов один только «Ворд» знает три. На самом деле, их больше.

17. Продвижение романа.

Изображение взято с сайта: http://burods.ru

И не забывайте об этой важной вещи. Пиарьте роман где только можно. Старайтесь сделать так, чтобы о нем узнал самый широкий круг читателей. Тогда вы точно сможете получить свою минуту славы.
И когда ваш роман будет на каждом углу продаваться, а в каждой социальной сети будет создана группа, вы приблизите тем самым популярность киберпанка как жанра. Видите, какой он благородный – ваши отношения с этим жанром точно будут двусторонними.

Желаю вам написать крутой киберпанк-роман. Если вы в точности будете следовать этому гайду, то можете не сомневаться, что ваш роман прочту я. И вон тот парень. И тот, что стоит за вашим плечом. Шутка, это же кот.
Благодарю за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения