Отличия киберпанка от посткиберпанка


Близкое знакомство с авторами киберпанка показывает, что они почти всегда рисуют общество будущего, в котором правительства слабы и жалки… Популярные произведения Гибсона, Уильямса, Кэдиган и других описывают оруэлловское сосредоточение власти в XXI веке, но власть почти всегда оказывается в руках богачей или корпоративной элиты.
Дэвид Брин



Киберпанк – в первую очередь, компьютеры. Во-вторых – маргинализированное общество. Такие ассоциации возникают почти сразу же у любого человека, краем уха интересующегося искусством. «Киберпанк? Это про хакеров?»
Жанр этот сложен. Он прошел длинный и тернистый путь, каковой проходят его персонажи в каждой истории. Мрачность нуара, немалая часть подражательства Ф.К. Дику, теории постиндустриального общества причудливым образом смешиваются в один коктейль. Довольно-таки взрывоопасный. Искусственный интеллект возвышается, человек деградирует, и мы видим киборгов-андроидов, что человечнее большинства людей, и люмпенов, что уже не вмещаются в клоаку цивилизации. Наркоманы, алкоголики, тунеядцы оккупировали полотна киберпанковых романов. Но сильны они не этим.
Сильны они продуманностью и повально мрачной атмосферой. Увы, в идее и кроется главный минус киберпанка – предсказуемость. «Высокий уровень технологий, низкий уровень жизни» - гласит девиз киберпанка. Показать падение человека и деградацию общества, показать, как мир катится в тартарары, должен каждый автор киберпанка. Сверхновые технологии приводят к еще большему расслоению общества. Нищает население, жизнь становится дорогой, а наркотики заменяют пищу, разъедая организм, но даруя на время немалую силу. Киберпанк – всегда драма с плохим концом. Персонаж будет предан близкими, отторгнут обществом и в 95% случаев отправится к праотцам. Мрачные концовки соответствуют идее панка.
Стоит поговорить и о постпанке, ибо разница между ним и классическим киберпанком – в идее. Постпанк представляется как бунт, бессмысленный и беспощадный, революция, способная снести фундамент общественного строя. Потом на этом фундаменте что-то возведут, но то уже будет за рамками борьбы… Панк-движение близко к анархическому, но их борьба является более осмысленной. Панки преследуют ближнюю цель, понятную каждому советскому гражданину: справедливость и равенство. Стремление свергнуть власть мегакорпораций идет рука об руку с действиями. И, в отличие от –панковских произведений, постпанковые даруют героям шанс все изменить. Конец в постпанке светлый, позитивный, хэппи-энд возможен. Равно как и классические исходы борьбы добра со злом. Постпанк ближе к классическим произведениям, а не драматургии.
Киберпанк и посткиберпанк всегда тяготели к разной трактовке компьютерных технологий. Первый видел в них зло, что неизбежно приведет к уничтожению человечества. Второй – лишь послушный инструмент, что позволит человеку возвыситься над природой. Правы оба взгляда. Возможны оба исхода.
Антураж почему-то ставится на первое место, хотя это в корне не верно. Киберпространство, ИИ, киборги, хакеры – верхушки киберпанка. Определенно, это черты, отличающие киберпанк от других панковых жанров. Но если описать героев как хакеров, произведение киберпанковым не станет. То же самое касается и киберпространства, и виртуальной реальности. А вот если посмотреть на киберпанк как на арену столкновения персонажей, представляющих разные полюса общества, помещенную в киберпространство, тогда мы сможем с уверенностью сказать, что прочли киберпанк. Другой пример: хакеры, что действуют по мановению палочки влиятельной корпорации. Неспособность изменить собственную судьбу, склонность покориться системе, чьи жернова перемололи не одну судьбу – все это очень даже киберпанково.
Отсюда мы плавно переходим к следующему этапу нашего изучения жанра. Сюжеты.
Стандартный киберпанковый сюжет завязывается на выгодном контракте, предложенном хакеру, либо его самовольном проникновении в защищенные системы влиятельной организации, объявившей на него охоту. Как ни странно, но окромя Гибсона, создателя киберпанка, большинство авторов представляет киберпанковые произведения как детектив. Нуар, циничный, меланхоличный, мрачный. Роковые красотки разбивают сердца, а антигерои ведут собственное расследование, не доверяя продажной полиции. Каждый сам за себя, и в этом плане киберпанк ставит рамки, но уже не такие четко очерченные.
Детективы сменяются психологическими триллерами, когда киберпанк рассматривается с психологической стороны. Мотивы антигероя, то, как же «он дожил до жизни-то такой», являются весьма интересным объектом исследований поступков людей в условиях невыносимой жизни.
Возможны ли любовные линии в киберпанковых произведениях? А почему нет? Использовать их нужно аккуратно. Киберпанк не чурается любви, но представляет ее не возвышенной. Не падая до животной похоти, киберпанк выставляет любовь как страсть, полную эмоций. Часто – при условии обильных возлияний. Чернота преобладает и здесь, и любовь подается лишь полунамеками. А сцены секса представляются само собой разумеющимися. Иногда и сцены случайного секса, ибо иметь постоянного партнера(шу) довольно сложно, когда сегодня ты живешь в одной стране, а завтра бежишь в другую, скрываясь от наемных убийц.
Киберпанк изначально позиционировал себя как мрачный жанр. Он довольно сложен в написании, ибо мрачная атмосфера достигается не только обилием описаний, но и нарочитой бедностью языка. Сленг в речи персонажей преобладает. Чаще – компьютерный. А можно не панковую часть поставить на первый план, а «кибер». И тогда текст будет перегружен компьютерными терминами и упоминанием компьютерных технологий. И то, и то читается тяжело. Но оно стоит того, если вы фанат мрачной атмосферы и произведений, веющих безысходностью.
А вот сама подача материала может разниться. Гибсон-то сыпал ярлычками брендов, но это не значит, что на это стоит равняться. Обилие марок, моделей, названий компаний вряд ли сделает вам честь, разве что позволит стороннему наблюдателю судить о том, что с последними тенденциями на рынке вы знакомы. Тот же Гибсон не только всюду пихал названия сортов кофе и мотоциклы «Ямаха», он еще и находил удачные решения, связанные с информационно-компьютерным миром.



Небо над портом было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал.

Коротко и сочно. И такие вот находки только приветствуются. Они разнообразят вашу прозу и сделают описания красочнее. Все-таки привлекательность киберпанка кроется в точной передаче антуража в описаниях…
А теперь о персонажах…
Ключевое заблуждение, что в киберпанке властвуют андердоги. Не только. Представители могущественных корпораций, разнообразные наемники, разбогатевшие в момент хакеры – типажей хватает, ведь при растягивании социальной лестницы и неравномерном распределении доходов кто-то будет на вершине. И эти персонажи тоже интересны, в классическом киберпанке они потеряют все или оступятся в нужный момент. Или будут чинить препятствия «хорошим ребятам».
А все потому, что герои киберпанка – антигерои по натуре. Не примеры для подражания. Обычные люди, которых вы можете увидеть на улицах. Подражательство, строгие интернет-законы, прозябание в интернет-кафе – этим уже страдает каждый третий житель Земли. А ведь создатели жанра предупреждали давно…
Деградировавшее общество порождает асоциальные типы персонажей. Они противостоят Системе, которая только отбирает ресурсы, а взамен дает неэквивалентный доступ к ресурсам. Есть произведения, в которых конфликт сводится к всевластию модераторов, банящих неугодных. Интернет-системы: блоги, сайты, форумы – переносятся на поле реальной жизни. В которой есть и свои администраторы, и модераторы, и простые пользователи… И тематика объединяет людей, но все равно элемент навязывания интересов создателей сайта/блога/форума все равно присутствует. Даже если кому-то не понравится соседство тем про боевое оружие и карликовых собачек, за возражение он может угодить в бан. Порой бан используется как средство борьбы с неугодными. Киберпанк в чистом виде.
И вот в самом жанре уже можно эти прообразы воплотить в персонажей. Представители системы и анархизма, спутавшиеся в клубок, пытающиеся перегрызть друг другу глотку… Или представители двух систем, пытающихся отстоять независимость одной от другой, права жить «по-своему», в случае посткиберпанка.
В посткиберпанке маргиналам и отбросам общества, а также власть имущим уделяется не меньше внимания. Но тут мы впервые видим средний класс информационного общества не со стороны. Людей, готовых бросить вызов системе, притом вызов осмысленный. Такие люди имеют свою программу преобразований, весьма четкую и осознанную, в отличие от киберпанковой «борьбы за свободу».
Ну и еще один главный персонаж – Сеть. Она и место действия, и персонаж, и идея, и атмосфера. И от того, как ее видит каждый автор, и зависит получившееся в итоге творение.
Не бойтесь менять ракурс и искать что-то новое в этом дистопичном мире. Отцы киберпанка считали, что информатизация приведет к тому, что Большой Брат загонит людей в стойла. Посткиберпанк уверял, что информатизация приведет к усилению общественного контроля за собственными властями. Последнее было верно, и народ подсел на контроль как на наркотик, потеряв точку невозврата. А ведь подменили общественный контроль на власть СМИ, толкающих в массы свои навязанные идеалы, довольно быстро. И народу кажется, что все под контролем, не видя подмену. А авторы жанра «киберпанк» все видят.
Но нечего темные пророчества вспоминать. В конце концов, от нас самих зависит, что в итоге мы получим: темный антиутопичный мир или двигающуюся к свету цивилизацию. И от нас же зависит, победят ли идеи киберпанка и посткиберпанка. А я пока отойду в сторонку и посмотрю на то, как у вас получится внести свою лепту в развитие жанра. Удачи!

Комментарии

Популярные сообщения