Составляющие крепкого произведения в жанре киберпанк на примере аниме "Призрак в доспехах"
Когда-то давно (а если быть точнее, то в
2015 году) я написал цикл статей про производные от киберпанка жанры. И спустя
вот уже три года решил вернуться к самому киберпанку, ибо его составляющие
многим кажутся туманными. Что привлекает нас в этом жанре? Без каких элементов
мы не можем обойтись? А какие элементы заставляют нас пересматривать ленту, раз
за разом?
Одно такое культовое произведение –
аниме «Призрак в доспехах» - сейчас рассмотрим.
1. Броское название.
Театр начинается с вешалки, а произведение
искусства – с названия. К литературе и фильмам это относится в большей степени.
«Призрак в доспехах» - неслучайная
метафора. Создатель манги Масамунэ Сиро был фанатом Кестлера. Да так
зачитывался, что одним из самых любимых произведений стала книга «Призрак в
машине». Собственно, Сиро почерпнул основную идею оттуда. Но антураж слегка
сменил – на него оказала немалое впечатление работа Ридли Скотта «Бегущий по
лезвию». Тоже три броских слова. Антураж полицейского нуарного детектива был
второй частью идеи Сиро, объединившего их в…
2. Крутой сюжет.
И правда, за сюжетом следишь, не
отвлекаясь на мелочи. Поначалу все совсем непонятно, затем в интригах Девятого
Отдела и Кукловода начинает пробиваться искра понимания. И в финальной трети
сюжет набирает такие обороты, что забываешь о происхождении майора Кусанаги и
думаешь только о том, чью сторону принять: людей или машин.
3. Влиятельная организация.
Стремление стать частью чего-то большего
у людей в крови. Вот и влиятельный Девятый Отдел смог запомниться любителям
секретных организаций. Вооруженный до зубов, но сплоченный, как семья, он
показался мне самой настоящей государственной мафией в декорациях не столь
отдаленного будущего. А ведь связи и правда играют огромную роль в повседневной
жизни. Кому бы не хотелось оказаться на месте майора Кусанаги, к которой так
заботливо относятся коллеги и даже сам шеф?
4. Техника.
Мамору Осии знал, что мангу полюбили за
очень круто проработанную технику. Только вот разместить все в рамках
полнометражной ленты было очень сложно. Мамору упростил технику, убрав ИИ, зато
сделал упор на ее смертоносности. Финальная битва с танком растащена на гифки и
обрезанные ролики, ибо она очень эпична.
5. Слоу-мо.
Замедление пошло в массы с фильмом
«Матрица». Но впервые эффект был опробован именно в «Призраке в доспехах».
Сцены драк очень брутальны, а замедления помогают прочувствовать динамику
момента. Способствовала этому и рисовка, отличавшаяся по качеству от
большинства аниме-лент того времени. Упор на реализм вкупе с замедлением не оставлял
никого равнодушными.
6. Саундтрек.
Без музыки, трогающей за живое, никак не
обойтись. А заглавная песня аниме получила не один ремикс. И даже в трейлере
ремейка прозвучала в новой обработке. Музыка на века, колоритная мелодия,
пробирающая до мурашек – вот еще одна составляющая крепкого киберпанк-аниме.
7. Загадка.
Без нее интереса к любой работе не было
бы. Ведь нас что-то должно постоянно держать в напряжении, что-то должно
удерживать наш взгляд у экрана. В аниме «Призрак в доспехах» это – само понятие
«призрак». Что это – цифровая душа? Искусственный интеллект? Олицетворение
бессмертной машины? Интуиция? Сознание? Личность? Каждый найдет свой ответ.
8. Колоритный злодей.
Без этого пункта мы бы точно зевали,
прикрыв рот ладошкой. Ибо симпатичным злодеям порой сочувствуешь больше, чем
героям. Кукловод – пример такого злодея. Да и злодей ли он? У него немало
общего с майором Кусанаги, а его желание создать идеального аналогового бога,
способного породить новых призраков, вызывает уважение. Да и в самом конце
непонятно, кто находится перед нами. Кукловод не зря носит такое имя: он
использовал тела других андроидов, чтобы выживать самому. Мог ли он провернуть
этот трюк еще раз?
9. Привлекательный главный герой.
Вообще, положительные персонажи тут
невероятно крутые. И директор Девятого Отдела, и Бато, и другие коллеги майора
Кусанаги. Но сама она – отдельный разговор. Девушка, которая не совсем девушка.
И машина, которая не совсем машина. У героини очень туманное и темное прошлое и
совсем непонятное настоящее, в котором хочется разобраться вместе с ней.
Главной героине хочется сочувствовать: ее жизнь в городе, где она оказывается
одиночкой, не сияет многими красками. Кусанаги невольно симпатизируешь, она –
вовсе не борец за справедливость, а личность со своими положительными и
отрицательными чертами. Такие притягивают.
10. Философский вопрос.
И без него тоже никуда. Станем ли мы
бессмертными, если наше сознание окажется внутри машины? Да и сознание машины,
рациональное и непротиворечивое, способно противостоять человеческому гению? И…
действительно ли у машины есть душа?
Это только те вопросы, которые возникли
у меня. Но ими не исчерпывается глубина произведения, сотворенного Мамору Осии
по идее Масамунэ Сиро.
Теперь вы знаете, из чего состоит
выдающееся произведение в жанре киберпанк. Ингредиенты у вас есть, а сорта
стоит поменять. И тогда вы сможете приготовить блюдо, готовое покорить разные
культуры.
Благодарю за внимание!
Комментарии
Отправить комментарий