Составляющие крепкого произведения в жанре киберпанк на примере аниме "Призрак в доспехах"


Когда-то давно (а если быть точнее, то в 2015 году) я написал цикл статей про производные от киберпанка жанры. И спустя вот уже три года решил вернуться к самому киберпанку, ибо его составляющие многим кажутся туманными. Что привлекает нас в этом жанре? Без каких элементов мы не можем обойтись? А какие элементы заставляют нас пересматривать ленту, раз за разом?
Одно такое культовое произведение – аниме «Призрак в доспехах» - сейчас рассмотрим.

Изображение взято с сайта: http://animevost.org

1. Броское название.
Театр начинается с вешалки, а произведение искусства – с названия. К литературе и фильмам это относится в большей степени.
«Призрак в доспехах» - неслучайная метафора. Создатель манги Масамунэ Сиро был фанатом Кестлера. Да так зачитывался, что одним из самых любимых произведений стала книга «Призрак в машине». Собственно, Сиро почерпнул основную идею оттуда. Но антураж слегка сменил – на него оказала немалое впечатление работа Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Тоже три броских слова. Антураж полицейского нуарного детектива был второй частью идеи Сиро, объединившего их в…

Изображение взято с сайта: http://animevost.org

2. Крутой сюжет.
И правда, за сюжетом следишь, не отвлекаясь на мелочи. Поначалу все совсем непонятно, затем в интригах Девятого Отдела и Кукловода начинает пробиваться искра понимания. И в финальной трети сюжет набирает такие обороты, что забываешь о происхождении майора Кусанаги и думаешь только о том, чью сторону принять: людей или машин.

Изображение взято с сайта: i09.kanobu.ru

3. Влиятельная организация.
Стремление стать частью чего-то большего у людей в крови. Вот и влиятельный Девятый Отдел смог запомниться любителям секретных организаций. Вооруженный до зубов, но сплоченный, как семья, он показался мне самой настоящей государственной мафией в декорациях не столь отдаленного будущего. А ведь связи и правда играют огромную роль в повседневной жизни. Кому бы не хотелось оказаться на месте майора Кусанаги, к которой так заботливо относятся коллеги и даже сам шеф?

Изображение взято с сайта: mfst.igromania.ru

4. Техника.
Мамору Осии знал, что мангу полюбили за очень круто проработанную технику. Только вот разместить все в рамках полнометражной ленты было очень сложно. Мамору упростил технику, убрав ИИ, зато сделал упор на ее смертоносности. Финальная битва с танком растащена на гифки и обрезанные ролики, ибо она очень эпична.

Изображение взято с сайта: pluggedin.ru

5. Слоу-мо.
Замедление пошло в массы с фильмом «Матрица». Но впервые эффект был опробован именно в «Призраке в доспехах». Сцены драк очень брутальны, а замедления помогают прочувствовать динамику момента. Способствовала этому и рисовка, отличавшаяся по качеству от большинства аниме-лент того времени. Упор на реализм вкупе с замедлением не оставлял никого равнодушными.

Изображение взято с сайта: http://animeru.tv

6. Саундтрек.
Без музыки, трогающей за живое, никак не обойтись. А заглавная песня аниме получила не один ремикс. И даже в трейлере ремейка прозвучала в новой обработке. Музыка на века, колоритная мелодия, пробирающая до мурашек – вот еще одна составляющая крепкого киберпанк-аниме.



7. Загадка.
Без нее интереса к любой работе не было бы. Ведь нас что-то должно постоянно держать в напряжении, что-то должно удерживать наш взгляд у экрана. В аниме «Призрак в доспехах» это – само понятие «призрак». Что это – цифровая душа? Искусственный интеллект? Олицетворение бессмертной машины? Интуиция? Сознание? Личность? Каждый найдет свой ответ.

Изображение взято с сайта: www.mirf.ru

8. Колоритный злодей.
Без этого пункта мы бы точно зевали, прикрыв рот ладошкой. Ибо симпатичным злодеям порой сочувствуешь больше, чем героям. Кукловод – пример такого злодея. Да и злодей ли он? У него немало общего с майором Кусанаги, а его желание создать идеального аналогового бога, способного породить новых призраков, вызывает уважение. Да и в самом конце непонятно, кто находится перед нами. Кукловод не зря носит такое имя: он использовал тела других андроидов, чтобы выживать самому. Мог ли он провернуть этот трюк еще раз?

Изображение взято с сайта: mnogo-smysla.ru

9. Привлекательный главный герой.
Вообще, положительные персонажи тут невероятно крутые. И директор Девятого Отдела, и Бато, и другие коллеги майора Кусанаги. Но сама она – отдельный разговор. Девушка, которая не совсем девушка. И машина, которая не совсем машина. У героини очень туманное и темное прошлое и совсем непонятное настоящее, в котором хочется разобраться вместе с ней. Главной героине хочется сочувствовать: ее жизнь в городе, где она оказывается одиночкой, не сияет многими красками. Кусанаги невольно симпатизируешь, она – вовсе не борец за справедливость, а личность со своими положительными и отрицательными чертами. Такие притягивают.

Изображение взято с сайта: http://anime100500.ru

10. Философский вопрос.
И без него тоже никуда. Станем ли мы бессмертными, если наше сознание окажется внутри машины? Да и сознание машины, рациональное и непротиворечивое, способно противостоять человеческому гению? И… действительно ли у машины есть душа?
Это только те вопросы, которые возникли у меня. Но ими не исчерпывается глубина произведения, сотворенного Мамору Осии по идее Масамунэ Сиро.

Изображение взято с сайта: www.mirf.ru

Теперь вы знаете, из чего состоит выдающееся произведение в жанре киберпанк. Ингредиенты у вас есть, а сорта стоит поменять. И тогда вы сможете приготовить блюдо, готовое покорить разные культуры.
Благодарю за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения