Обзор сериала-антологии "Электрические сны Филипа К. Дика"
В последнее время киберпанк стал очень
даже моден и популярен. «Бегущий по Лезвию 2049» и «Призрак в доспехах» вышли
на большой экран. Среди сериалов немалую аудиторию собрали нашумевшие
«Видоизмененный углерод» и «Мир Дикого Запада».
«Черное Зеркало» - классический
киберпанк по критерию Доуза. Но необычный, без элементов нуара, поэтому многие
его не причисляют к этому жанру. В схожей манере сняты «Электрические сны
Филипа Дика», и вот в них черты киберпанка выражены более явно.
Надо признать, что Дик был
первопроходцем. Он внес немалый вклад в зарождение жанра наряду с Ридли
Скоттом, воплотившим «Бегущего по Лезвию» на экране в стилистике нео-нуар. С
тех пор эта стилистика приклеилась к киберпанку как ярлык. Но у Дика было
немало произведений, похожих на классический киберпанк.
Изображение взято с сайта: s3.theoryandpractice.ru
В сериале решили подробно рассмотреть
десятку ранних рассказов. Тогда Дик еще не был популярен, но некоторые рассказы
сумели такой мир открыть, что иной роман нервно курит в сторонке. Но были и
весьма камерные работы. Поэтому и серии вышли неоднородными.
В этой статье я сравню сериал и
оригинальные рассказы, а заодно упомяну о киберпанк-мотивах.
1. «Капюшонщик»/«Капюшонщик».
Изображение взято с сайта: www.film.ru
Рассказ был неоднозначным. Он был про
тотальную слежку, про очевидный конфликт новой линии человечества и оригинальных
хомо сапиенс. Было немало слов о тупиковой ветви эволюции – производстве
«генетических уродцев» аки генно-модифицированных людей-телепатов. В сериале
все несколько иначе.
В сериале телепаты – затравленное,
униженное меньшинство. И еще в сериале присутствует любовная линия. Будто
«Икс-Мены», ха! Но на самом деле, не все так просто. «Икс-Мены» почти всегда
были именно изгоями, с которыми правительство не водило дел. Тут же телепаты на
правительственной стороне, хотя им не рады и по эту сторону баррикад.
Социальный контекст выполнен отлично, а вот фантастических декораций тут мало.
Скорее, здесь присутствуют фантастические допущения. А высоких технологий нет и
в помине.
Серия, скажем, на любителя. Я ее смотрел
тяжело, не на одном дыхании.
Рассказ лучше.
2. «Невозможная планета»/«Планета,
которой не было».
Изображение взято с сайта: meduza.io
А вот здесь не все так однозначно.
Первоисточник, безусловно, прекрасен. Это очень сильное и цепляющее
произведение, показывающее, в какую помойку мы можем превратить собственную
родину. Что в один момент мы ее сделаем такой ничтожной, что поспешим
откреститься от нее как от родителя-алкоголика.
Серия очень трогательная и нежная. Она
пропитана мечтами, хотя и весьма камерная. Атмосфера тоже прекрасная. Есть
немало отсылок к «Метрополису». Создатели «Интерстеллара» тоже вдохновлялись
рассказом, поэтому концовки там похожи. Серия пошла по иному пути. Конец явно
не разочарует тех, кто посмотрел «Интерстеллар» (уж очень напрашивающееся
сравнение).
Серия визуально красивее, лиричнее и
приятнее. Расслабляет. Рассказ написан в иной стилистике. Одна тема – два
подхода. Каждый выбирает себе по душе.
3. «Коммутатор»/«Проездной билет»
Изображение взято с сайта: itv.rt.ru
Рассказ и серия очень похожи, и это
довольно редкий случай. Отличия есть, но они минимальны. Например, вместо
мужчины-коротышки тут привлекательная дама, курящая тонкие сигареты. Серия и
рассказ удивительно тонко обыгрывают извечный философский выбор между двумя
счастливыми реальностями. И главный герой явно не желает остаться один. Когда
же он произносит заветную фразу «Не все мечты должны сбываться», то он имеет в
виду как раз то, что желания могут быть разными, но есть истинные, сидящие
глубоко в подсознании. И у каждого они разные. Кто-то не может оставить городок
Мэкон-Хайтс, а кто-то не может оставить семью. В сериале образ главного героя
трагичен, в рассказе не совсем раскрыт. Но одно могу сказать с уверенностью: он
явно счастлив был и в поездках в городок, и у себя дома. Но дом лучше. Выбор
между хорошим и хорошим – всегда сложный. А минусы везде найдутся.
В принципе, серия следует первоисточнику
почти во всем, различия не так критичны. А фокусировка на главном герое так и
вовсе является логичным шагом. В рассказе Дик штрихами описал многих
персонажей, из-за чего Эд оказался обделен вниманием. Выделять кого-то не
стану. Лично мне история одного Эда была интереснее истории многих обитателей
Мэкон-Хайтс, поэтому серия мне оказалась чуточку ближе.
4. «Безумный бриллиант»/«Спешите
приобрести!»
Изображение взято с сайта: i.ytimg.com
Вот тут рассказ и серия пошли совсем
разными путями. Окромя того, что «впариватель рекламы» сделал жизнь главного
героя просто ужасной.
Джеки и Джилл массово встречались в
литературе Дика того времени. Но не в этом рассказе. В рассказе робот-рекламщик
доставал главного героя, пытаясь втюхать некий Фасрад. Вел он себя вызывающе и
весьма комично. Рассказ получился очень даже забавным и веселым. И весьма
ироничным. Ведь реклама может достать любого. Идея рассказа нашла отражение в
седьмой серии, но не в четвертой…
А в ней – настоящий биопанк. Генная
инженерия, поиск души, люди с генами животных и с подавленными генами… Мир
карикатурен. Океан размывает берега. Дома стоят на пластах металла и грозятся
вот-вот обрушиться. А перейти в глубь континента не так-то просто. Да и
мусорщики ведут себя вызывающе, не давая разводить растения. Есть можно только
ненатуральную пищу. Ну вылитая биопанковская антиутопия! Не смотря на ужасно
поставленный экшен, в остальном серия смотрелась на одном дыхании.
Из-за слабости к панковским работам,
серия понравилась больше.
5. «Реальная жизнь»/«Выставочный
экспонат»
Изображение взято с сайта: i.ytimg.com
Рассказ и серия имеют много общего за
исключением декораций. Ну и концовки хотя и совпадают внешне, но идейная
составляющая у них разная.
И, знаете ли, сериальное воплощение мне
понравилось больше. Тут вам не просто работа, тут жизненная трагедия. Успеваешь
проникнуться переживаниями героини. Или героя? Ответ найти будет непросто. И
если в рассказе на пороге маячит мировая война, то в сериале мрачного будущего
нет. Зато есть тяготящее жизнь прошлое.
Серия – подлинный киберпанк с крутой
интригой и любимой метафизикой Дика, сомневающегося в реальности. Вот он – тот
самый «электрический сон»! Серия безумно понравилась, пожалуй, одна из лучших в
сериале. Любителям киберпанка смотреть однозначно!
6. «Человек»/«Человек»
Изображение взято с сайта: tvguru.ru
И вновь серия и рассказ почти совпали.
На многих ресурсах серию вообще назвали дословным пересказом рассказа, и я не
могу с ними не согласиться.
Рассказ – просто офигенный. Инопланетяне
там показаны как разумные существа, у которых не осталось иного выбора, кроме
как занимать разумы других существ, чтобы выжить. Показана и чисто женская
сущность: хотелось бы, чтобы муж любил, ценил и заботился. Для женщин в
возрасте и с детьми (а в рассказе они были) это очень важно. Вот и променяла
она своего мужа на инопланетянина, больше подходящего по критериям под описание
идеального супруга. Предательство ли, инстинкты ли – настоящие мотивы поведения
Дик не стал описывать, оставив выводы на откуп читателям.
Серия не привнесла ничего нового, да и
не могла бы это сделать при всем желании. Разве что жену Лестера сделал еще
более несчастной и ищущей новых ощущений.
Рассказ в разы лучше, серию можно
воспринимать лишь как его визуализацию.
7. «Убить всех иных»/«Повешенный
незнакомец»
Изображение взято с сайта: itv.rt.ru
Рассказ был очень и очень хорошим. Для
своего времени – прорыв. Конечно, он местами копирует Хайнлайна с его
«Кукловодами», зато глубиной мысли Дик своего коллегу по цеху превзошел.
Рассказ читается на одном дыхании. К повешенному на столбе незнакомцу не
относишься снисходительно и равнодушно. Такая реакция – само собой разумеющееся
для человека. Пришельцы же совсем не эмоциональны, чем себя и выдают. Вторжение
проходило бесшумно и бескровно, пока один человек не задумался о силе эмоций…
Серия ушла совсем в сторону. Об эмоциях
тут почти ничего не сказано. Разве что главный герой ищет их в рекламе да
наблюдается у психолога (отсылка к рассказу «Спешите приобрести!»). В рассказе
этих моментов не было. В серии убрали пришельцев, оставив вместо них обычных
людей и диктаторский режим. И серия про то, как ты можешь стать неугодным, как
тебя могут запросто выбросить на обочину жизни, поражает реализмом и ужасом
всего происходящего. Актерская игра на высоте, каждому движению, каждому слову
веришь.
Изменения в идейном содержании пошли на
пользу серии. Общее у них с рассказом одно: для своего времени выбранные темы
являлись важными, прорывными и животрепещущими.
Мне, как человеку двадцать первого века,
ближе идея с преследованиями неугодных. Зато если бы в сериале не выкинули
пришельцев, то была бы неплохая связь с последней серией (и в рассказах есть отдаленные
связующие намеки на это). Так что выбор трудный, отдать предпочтение какой-то
одной качественной вещи сложно.
8. «Автофак»/«Автофабрика»
Изображение взято с сайта: mfst.igromania.ru
А вот тут рассказ довольно бледно
выглядит перед экранизацией. И все дело в нетривиальном сюжете серии, в то
время как в рассказе она отсутствует напрочь.
Надо сказать, что наука кибернетика была
признана именно наукой в 1954 году, когда Дик сел за написание рассказа. Вышел
он в следующем году, и Дик, в свойственной ему манере, назвал людей лишь
«биомассой, не способной справиться с компьютерным мозгом». Попытка уничтожить
фабрику при помощи конкуренции привела к появлению двух гигантов. Только те
крупные фабрики не стали вести войну на истощение, что говорит в пользу
разумности машин, а не людей. Кибернетический разум остался непобежденным.
Рассказ в те года был нереально интересным, но Дик раскрыл тему гораздо лучше в
романе «Молот Вулкана».
А вот в серии победить кибернетический
разум удалось. Только не людям, а андроидам, в которых «Автофак» видел
идеальных и послушных потребителей. Серии чуточку не хватает хронометража,
концовка слегка смазана, но в остальном серия просто шикарна и идеальна.
Запоминающиеся герои, вовремя расставленные ружья, красивые декорации – и вот
ты уже понимаешь, что близок к разгадке, как тебя ударяют обухом по голове. Да,
непредсказуемые моменты в серии есть, и это не просто радует, а даже
очаровывает. Если бы меня спросили, какую бы серию мог в похожем ключе снять
сам Дик, то я бы сказал однозначно про эту.
Вердикт: серия лучше.
9. «В целости и сохранности»/«Фостер, ты
мертв!»
Изображение взято с сайта: i2.wp.com
Рассказ очень аллегоричен. Он более
глубокий, чем серия, более многогранный. Главный герой рассказа – Фостер –
пытается защитить свою семью. Он решается на покупку бункера. Только ему нужно
приобрести такой же бункер, как у всех. А то люди не поймут. Тема стадного
чувства, собственной безопасности вкупе с критикой общества потребления сделали
рассказ безумно пугающим и притягивающим внимание. Рассказ очень пророческий,
хотя и не без гротеска. Когда-нибудь мы к этому можем прийти.
Серия выбросила тему рекламы и
маркетинга, сосредоточившись на стадном чувстве и желании безопасности.
Последнее вообще проходит тонкой нитью. Зато ее подменяет показательный слом
подростковой психики ради сиюминутных нужд госаппарата, подавляющего
инакомыслие. Государство из сериального мира – лживое, беспринципное, готовое
использовать детей ради собственного блага. Оттого оно вызывает лишь самые
негативные ощущения.
Создателям серии удалось впечатлить и
зацепить, но первоисточник слишком хорош. Серию сделали слегка камерной,
идейную составляющую слегка подкорректировали в меньшую сторону. В принципе,
неплохо, но хотелось бы большего. Рассказ лучше.
10. «Проблема с отцом»/«Отец-двойник»
Изображение взято с сайта: img-fotki.yandex.ru
Честно говоря, был удивлен, что на
концовку оставили такой проходной рассказ. Да и исполнение подкачало. Наверное,
отдел маркетинга нашептал, что нынче популярны сериалы про детей, да только
серия лишь внешне напоминает «Очень странные дела». А выбор у создателей был
огромен: «Бесконечные», «Прибыльное дельце» (шикарный рассказ про общество
потребления – советую!), или даже сюрреалистический «Подарок для Пэт».
Рассказ «Отец-двойник» довольно
проходной. Вместе с тем в рассказе атмосфера нагнетается постепенно, мальчик не
сразу подмечает подмену. И долго гадаешь, правда ли отец мальчика не настоящий?
Рассказ хоть и безыдейный, но не плоский. По уровню исполнения – хороший. Но
ужасы явно не конек Дика, да он и не старался нагнать саспенса. А ведь это
могло вытащить рассказ.
Сериал почти во всем следует рассказу,
разве что сразу же показывает подмену. И это изменение в конец губит и без того
не шибко впечатляющее действо. До «Очень странных дел» серия не дотянула, да
вроде бы и не пыталась. В итоге она получилась скучной, местами нудной и
удивительно странной в качестве финала сезона антологии. Чутье маркетологов
подвело. Рассказ лучше.
Сериал получился крепким и интересным,
хотя и не лишенным недостатков. На мой субъективный взгляд самые интересные
серии – 4, 5, 7, 8, 9. Любители киберпанка оценят мир будущего из пятой серии,
а биопанка – из шестой. Да и вообще, критика общества потребления,
футуристические прогнозы в духе «к чему придем в ближайшем будущем» здесь
хороши. Ох как хотелось бы, чтобы они не сбылись! В целом, сериал снят на
высоком уровне, и я порекомендую его к просмотру.
Комментарии
Отправить комментарий