Обзор сериала-антологии "Электрические сны Филипа К. Дика"


В последнее время киберпанк стал очень даже моден и популярен. «Бегущий по Лезвию 2049» и «Призрак в доспехах» вышли на большой экран. Среди сериалов немалую аудиторию собрали нашумевшие «Видоизмененный углерод» и «Мир Дикого Запада».
«Черное Зеркало» - классический киберпанк по критерию Доуза. Но необычный, без элементов нуара, поэтому многие его не причисляют к этому жанру. В схожей манере сняты «Электрические сны Филипа Дика», и вот в них черты киберпанка выражены более явно.
Надо признать, что Дик был первопроходцем. Он внес немалый вклад в зарождение жанра наряду с Ридли Скоттом, воплотившим «Бегущего по Лезвию» на экране в стилистике нео-нуар. С тех пор эта стилистика приклеилась к киберпанку как ярлык. Но у Дика было немало произведений, похожих на классический киберпанк.

Изображение взято с сайта: s3.theoryandpractice.ru

В сериале решили подробно рассмотреть десятку ранних рассказов. Тогда Дик еще не был популярен, но некоторые рассказы сумели такой мир открыть, что иной роман нервно курит в сторонке. Но были и весьма камерные работы. Поэтому и серии вышли неоднородными.
В этой статье я сравню сериал и оригинальные рассказы, а заодно упомяну о киберпанк-мотивах.

1. «Капюшонщик»/«Капюшонщик».

Изображение взято с сайта: www.film.ru

Рассказ был неоднозначным. Он был про тотальную слежку, про очевидный конфликт новой линии человечества и оригинальных хомо сапиенс. Было немало слов о тупиковой ветви эволюции – производстве «генетических уродцев» аки генно-модифицированных людей-телепатов. В сериале все несколько иначе.
В сериале телепаты – затравленное, униженное меньшинство. И еще в сериале присутствует любовная линия. Будто «Икс-Мены», ха! Но на самом деле, не все так просто. «Икс-Мены» почти всегда были именно изгоями, с которыми правительство не водило дел. Тут же телепаты на правительственной стороне, хотя им не рады и по эту сторону баррикад. Социальный контекст выполнен отлично, а вот фантастических декораций тут мало. Скорее, здесь присутствуют фантастические допущения. А высоких технологий нет и в помине.
Серия, скажем, на любителя. Я ее смотрел тяжело, не на одном дыхании.
Рассказ лучше.

2. «Невозможная планета»/«Планета, которой не было».

Изображение взято с сайта: meduza.io

А вот здесь не все так однозначно. Первоисточник, безусловно, прекрасен. Это очень сильное и цепляющее произведение, показывающее, в какую помойку мы можем превратить собственную родину. Что в один момент мы ее сделаем такой ничтожной, что поспешим откреститься от нее как от родителя-алкоголика.
Серия очень трогательная и нежная. Она пропитана мечтами, хотя и весьма камерная. Атмосфера тоже прекрасная. Есть немало отсылок к «Метрополису». Создатели «Интерстеллара» тоже вдохновлялись рассказом, поэтому концовки там похожи. Серия пошла по иному пути. Конец явно не разочарует тех, кто посмотрел «Интерстеллар» (уж очень напрашивающееся сравнение).
Серия визуально красивее, лиричнее и приятнее. Расслабляет. Рассказ написан в иной стилистике. Одна тема – два подхода. Каждый выбирает себе по душе.

3. «Коммутатор»/«Проездной билет»

Изображение взято с сайта: itv.rt.ru

Рассказ и серия очень похожи, и это довольно редкий случай. Отличия есть, но они минимальны. Например, вместо мужчины-коротышки тут привлекательная дама, курящая тонкие сигареты. Серия и рассказ удивительно тонко обыгрывают извечный философский выбор между двумя счастливыми реальностями. И главный герой явно не желает остаться один. Когда же он произносит заветную фразу «Не все мечты должны сбываться», то он имеет в виду как раз то, что желания могут быть разными, но есть истинные, сидящие глубоко в подсознании. И у каждого они разные. Кто-то не может оставить городок Мэкон-Хайтс, а кто-то не может оставить семью. В сериале образ главного героя трагичен, в рассказе не совсем раскрыт. Но одно могу сказать с уверенностью: он явно счастлив был и в поездках в городок, и у себя дома. Но дом лучше. Выбор между хорошим и хорошим – всегда сложный. А минусы везде найдутся.
В принципе, серия следует первоисточнику почти во всем, различия не так критичны. А фокусировка на главном герое так и вовсе является логичным шагом. В рассказе Дик штрихами описал многих персонажей, из-за чего Эд оказался обделен вниманием. Выделять кого-то не стану. Лично мне история одного Эда была интереснее истории многих обитателей Мэкон-Хайтс, поэтому серия мне оказалась чуточку ближе.

4. «Безумный бриллиант»/«Спешите приобрести!»

Изображение взято с сайта: i.ytimg.com

Вот тут рассказ и серия пошли совсем разными путями. Окромя того, что «впариватель рекламы» сделал жизнь главного героя просто ужасной.
Джеки и Джилл массово встречались в литературе Дика того времени. Но не в этом рассказе. В рассказе робот-рекламщик доставал главного героя, пытаясь втюхать некий Фасрад. Вел он себя вызывающе и весьма комично. Рассказ получился очень даже забавным и веселым. И весьма ироничным. Ведь реклама может достать любого. Идея рассказа нашла отражение в седьмой серии, но не в четвертой…
А в ней – настоящий биопанк. Генная инженерия, поиск души, люди с генами животных и с подавленными генами… Мир карикатурен. Океан размывает берега. Дома стоят на пластах металла и грозятся вот-вот обрушиться. А перейти в глубь континента не так-то просто. Да и мусорщики ведут себя вызывающе, не давая разводить растения. Есть можно только ненатуральную пищу. Ну вылитая биопанковская антиутопия! Не смотря на ужасно поставленный экшен, в остальном серия смотрелась на одном дыхании.
Из-за слабости к панковским работам, серия понравилась больше.

5. «Реальная жизнь»/«Выставочный экспонат»

Изображение взято с сайта: i.ytimg.com

Рассказ и серия имеют много общего за исключением декораций. Ну и концовки хотя и совпадают внешне, но идейная составляющая у них разная.
И, знаете ли, сериальное воплощение мне понравилось больше. Тут вам не просто работа, тут жизненная трагедия. Успеваешь проникнуться переживаниями героини. Или героя? Ответ найти будет непросто. И если в рассказе на пороге маячит мировая война, то в сериале мрачного будущего нет. Зато есть тяготящее жизнь прошлое.
Серия – подлинный киберпанк с крутой интригой и любимой метафизикой Дика, сомневающегося в реальности. Вот он – тот самый «электрический сон»! Серия безумно понравилась, пожалуй, одна из лучших в сериале. Любителям киберпанка смотреть однозначно!

6. «Человек»/«Человек»

Изображение взято с сайта: tvguru.ru

И вновь серия и рассказ почти совпали. На многих ресурсах серию вообще назвали дословным пересказом рассказа, и я не могу с ними не согласиться.
Рассказ – просто офигенный. Инопланетяне там показаны как разумные существа, у которых не осталось иного выбора, кроме как занимать разумы других существ, чтобы выжить. Показана и чисто женская сущность: хотелось бы, чтобы муж любил, ценил и заботился. Для женщин в возрасте и с детьми (а в рассказе они были) это очень важно. Вот и променяла она своего мужа на инопланетянина, больше подходящего по критериям под описание идеального супруга. Предательство ли, инстинкты ли – настоящие мотивы поведения Дик не стал описывать, оставив выводы на откуп читателям.
Серия не привнесла ничего нового, да и не могла бы это сделать при всем желании. Разве что жену Лестера сделал еще более несчастной и ищущей новых ощущений.
Рассказ в разы лучше, серию можно воспринимать лишь как его визуализацию.

7. «Убить всех иных»/«Повешенный незнакомец»

Изображение взято с сайта: itv.rt.ru

Рассказ был очень и очень хорошим. Для своего времени – прорыв. Конечно, он местами копирует Хайнлайна с его «Кукловодами», зато глубиной мысли Дик своего коллегу по цеху превзошел. Рассказ читается на одном дыхании. К повешенному на столбе незнакомцу не относишься снисходительно и равнодушно. Такая реакция – само собой разумеющееся для человека. Пришельцы же совсем не эмоциональны, чем себя и выдают. Вторжение проходило бесшумно и бескровно, пока один человек не задумался о силе эмоций…
Серия ушла совсем в сторону. Об эмоциях тут почти ничего не сказано. Разве что главный герой ищет их в рекламе да наблюдается у психолога (отсылка к рассказу «Спешите приобрести!»). В рассказе этих моментов не было. В серии убрали пришельцев, оставив вместо них обычных людей и диктаторский режим. И серия про то, как ты можешь стать неугодным, как тебя могут запросто выбросить на обочину жизни, поражает реализмом и ужасом всего происходящего. Актерская игра на высоте, каждому движению, каждому слову веришь.
Изменения в идейном содержании пошли на пользу серии. Общее у них с рассказом одно: для своего времени выбранные темы являлись важными, прорывными и животрепещущими.
Мне, как человеку двадцать первого века, ближе идея с преследованиями неугодных. Зато если бы в сериале не выкинули пришельцев, то была бы неплохая связь с последней серией (и в рассказах есть отдаленные связующие намеки на это). Так что выбор трудный, отдать предпочтение какой-то одной качественной вещи сложно.

8. «Автофак»/«Автофабрика»

Изображение взято с сайта: mfst.igromania.ru

А вот тут рассказ довольно бледно выглядит перед экранизацией. И все дело в нетривиальном сюжете серии, в то время как в рассказе она отсутствует напрочь.
Надо сказать, что наука кибернетика была признана именно наукой в 1954 году, когда Дик сел за написание рассказа. Вышел он в следующем году, и Дик, в свойственной ему манере, назвал людей лишь «биомассой, не способной справиться с компьютерным мозгом». Попытка уничтожить фабрику при помощи конкуренции привела к появлению двух гигантов. Только те крупные фабрики не стали вести войну на истощение, что говорит в пользу разумности машин, а не людей. Кибернетический разум остался непобежденным. Рассказ в те года был нереально интересным, но Дик раскрыл тему гораздо лучше в романе «Молот Вулкана».
А вот в серии победить кибернетический разум удалось. Только не людям, а андроидам, в которых «Автофак» видел идеальных и послушных потребителей. Серии чуточку не хватает хронометража, концовка слегка смазана, но в остальном серия просто шикарна и идеальна. Запоминающиеся герои, вовремя расставленные ружья, красивые декорации – и вот ты уже понимаешь, что близок к разгадке, как тебя ударяют обухом по голове. Да, непредсказуемые моменты в серии есть, и это не просто радует, а даже очаровывает. Если бы меня спросили, какую бы серию мог в похожем ключе снять сам Дик, то я бы сказал однозначно про эту.
Вердикт: серия лучше.

9. «В целости и сохранности»/«Фостер, ты мертв!»

Изображение взято с сайта: i2.wp.com

Рассказ очень аллегоричен. Он более глубокий, чем серия, более многогранный. Главный герой рассказа – Фостер – пытается защитить свою семью. Он решается на покупку бункера. Только ему нужно приобрести такой же бункер, как у всех. А то люди не поймут. Тема стадного чувства, собственной безопасности вкупе с критикой общества потребления сделали рассказ безумно пугающим и притягивающим внимание. Рассказ очень пророческий, хотя и не без гротеска. Когда-нибудь мы к этому можем прийти.
Серия выбросила тему рекламы и маркетинга, сосредоточившись на стадном чувстве и желании безопасности. Последнее вообще проходит тонкой нитью. Зато ее подменяет показательный слом подростковой психики ради сиюминутных нужд госаппарата, подавляющего инакомыслие. Государство из сериального мира – лживое, беспринципное, готовое использовать детей ради собственного блага. Оттого оно вызывает лишь самые негативные ощущения.
Создателям серии удалось впечатлить и зацепить, но первоисточник слишком хорош. Серию сделали слегка камерной, идейную составляющую слегка подкорректировали в меньшую сторону. В принципе, неплохо, но хотелось бы большего. Рассказ лучше.

10. «Проблема с отцом»/«Отец-двойник»

Изображение взято с сайта: img-fotki.yandex.ru

Честно говоря, был удивлен, что на концовку оставили такой проходной рассказ. Да и исполнение подкачало. Наверное, отдел маркетинга нашептал, что нынче популярны сериалы про детей, да только серия лишь внешне напоминает «Очень странные дела». А выбор у создателей был огромен: «Бесконечные», «Прибыльное дельце» (шикарный рассказ про общество потребления – советую!), или даже сюрреалистический «Подарок для Пэт».
Рассказ «Отец-двойник» довольно проходной. Вместе с тем в рассказе атмосфера нагнетается постепенно, мальчик не сразу подмечает подмену. И долго гадаешь, правда ли отец мальчика не настоящий? Рассказ хоть и безыдейный, но не плоский. По уровню исполнения – хороший. Но ужасы явно не конек Дика, да он и не старался нагнать саспенса. А ведь это могло вытащить рассказ.
Сериал почти во всем следует рассказу, разве что сразу же показывает подмену. И это изменение в конец губит и без того не шибко впечатляющее действо. До «Очень странных дел» серия не дотянула, да вроде бы и не пыталась. В итоге она получилась скучной, местами нудной и удивительно странной в качестве финала сезона антологии. Чутье маркетологов подвело. Рассказ лучше.


Изображение взято с сайта: http://pix.academ.info

Сериал получился крепким и интересным, хотя и не лишенным недостатков. На мой субъективный взгляд самые интересные серии – 4, 5, 7, 8, 9. Любители киберпанка оценят мир будущего из пятой серии, а биопанка – из шестой. Да и вообще, критика общества потребления, футуристические прогнозы в духе «к чему придем в ближайшем будущем» здесь хороши. Ох как хотелось бы, чтобы они не сбылись! В целом, сериал снят на высоком уровне, и я порекомендую его к просмотру.

Комментарии

Популярные сообщения