Эстетика киберпанка на примере "Бегущего по Лезвию 2049"


«Бегущий по Лезвию 2049» - самая крутая киберпанк-лента последних лет. Она очень метафорична, наполнена философскими дилеммами, психологией репликантов, приблизившихся к людям, и людям, стремящимся обрести вечную жизнь. И еще эта лента очень эстетична.

Изображение взято с сайта: cdn2.img.sputnik-abkhazia.info

С первых кадров непонятно, кто из героев отвечает классическому изречению: «Я мыслю – следовательно, существую». Мыслят тут репликанты, строят планы на будущее, пытаются выжить. И даже испытывают чувства.
Кей – репликант, это понятно по первым кадрам. Но даже он планирует подарить тело возлюбленной Джой. Моменты, в которых они общаются друг с другом, поддерживают друг друга, берут за тонкие струны души и творят великолепную музыку.
И ты прокручиваешь в голове каждый кадр, не понимая, настоящие ли чувства у программы и андроида.
Джой меня очень привлекает как персонаж. У нее имя – как у бесконечного числа клонов.
И все же ей нравится ощущать себя живой. Нравится чувствовать проявления дождя на мерцающей голографической коже. Не это ли говорит в пользу того, что сама Джой считает себя реальной?



Вот только она себя таковой не считает.
Зато Кей считает ее любовью всей жизни. Просто посмотрите, как трогательно и бережно он прикасается к своей хрупкой голографической розе.



Только вот тут закрадывается еще один момент – свобода. Без нее организм не может ощущать себя полноценным. Свобода в мыслях у Кея есть, есть даже свобода в движениях, но он внедрен в систему, без нее не способен существовать.
А что Джой? Она – всего лишь программа. И ее эмуляция рано или поздно приостановится из-за поступившего звонка.



Она – и неодушевленное, и одушевленное. Дуализм. Вот почему живородящий андроид является чудом, смешивающим понятие живого и неживого и отменяющего один из краеугольных элементов человеческой философии.
Только Кею нужно не это. Ему нужно ощущение жизни. Ему хочется прикосновений, объятий, всего того, что движет каждым человеком. Не еда, но желание продлить род и обзавестись семейной ячейкой.
Судьба Джой трагична. Она замкнута в рамках программы. Но ей удается синхронизировать себя с одной из девушек с улицы. Удается обзавестись телом. Ей хочется того же самого, что и Кею.
Не правда ли?



Но, может получиться и так, что она просто исполняла его желания. Просто работала по одной и той же программе. Неслучайно в конце есть момент, когда Кей видит схожий лозунг на билборде нового поколения.



Может, я и преувеличил. Что ж, если и так, то есть несколько объяснений того, почему сам фильм оказался привлекательным лично для меня, да и для критиков, высоко оценивших фильм, тоже:
1) Андроиды и программы чувствуют себя мыслящими, разумными и чувствующими существами, не отличимыми от людей;
2) Происхождение играет немалую роль;
3) У интерфейса искусственного интеллекта и человеческого мозга немало общего.
Но мне в голову закралась еще одна мысль. Если машины смогли отразить неподдельные чувства, но в них оставался привкус механистичности, то, может, и люди от них недалеко ушли? Ведь мы тоже придерживаемся определенных поведенческих метрик. И мы тоже можем жить по заданной нам матушкой-природой (или высшей силой) программе. И что тогда определяет нас как мыслящих, чувствующих, разумных существ?
Вы как думаете?

Комментарии

Популярные сообщения