Сравнение "Призрака в доспехах" - голливудской и анимешной версий
Есть две вещи, которые определяют
знаковость того или иного произведения: признанное место в истории и влияние на
современников. Когда обе эти вещи соединяются в одно целое, происходит нечто
невообразимое.
Таковым можно назвать и аниме «Призрак в
доспехах». К сожалению, фильм не смог повторить успех аниме. А мог ли? Тут
нужно окунуться в далекие девяностые.
Что есть киберпанк? Отчуждение
рациональной холодной машины? Или сплетение интерфейсов, дарующих разумную
жизнь, пусть импульсы в нейромозгу отнюдь не яркие? Или же киберпанк – это
история о мечтателях, которые утратили мечту и оказались в равнодушном, пустом,
но ярком, городе?
Все вместе взятое. И именно этим было
аниме. Тогда, в далекие девяностые, японское общество пребывало в состоянии
эйфории. Восточноазиатское экономическое чудо, повсеместное развитие новых
технологий, наконец, увеличившееся как на дрожжах население, почти сравнявшееся
с числом жителей России. Это было весьма удачное время для Японии. Но киберпанк
критиковал постиндустриальное общество на Западе, и в таком же ключе он пришел
на Восток. Мамору Осии и особенно Масамунэ Сиро видели спад после роста. Нельзя
вечно находиться на вершине, но если ты постоянно взбираешься, то можешь на
ходу потерять нечто важное. Об этом важном они и пытались напомнить.
Изображение взято с сайта: i.ytimg.com
О Душе. «Призрак в доспехах» было именно
о Душе – цифровой, механистической, но все-таки Душе. Фильм же напрочь забыл об
этом, оставив лишь упоминание о прошлом. О воспоминаниях, которые создают
уникальную личность. Но Душа – не личность, это нечто более высокое, нечто
более утонченное. Этот момент оказался упущен.
Обнаженное тело Майора в самом начале –
не просто желание эпатировать публику. Это само отношение разумной машины к
жизни: она не боится ранений, не боится оставить уязвимые места. Кажется, что
Майор не чувствует боли. Она даже плавает так, будто не боится утонуть. Но в
момент разговора с Бато на лодке понимаешь, что Кусанаги – не простая машина,
что у нее тоже есть чувства. И страхи.
Изображение взято с сайта: cs9.pikabu.ru
К сожалению, именно эта сцена оказалась
трещиной, разделившей фильм и аниме. В фильме разговор с Бато на лодке
получился скомканным, почти не эмоциональным. И действие треснуло по швам, хотя
до того момента фильм смотрелся даже выигрышнее. Чего только стоят пауки-гейши.
Одну из них Майор даже считала подругой, потому с первых кадров чувствуется ее
заинтересованность в деле. Даже большая, чем в аниме. Но потом это ощущение
куда-то ушло.
В аниме не сразу понимаешь, что героиня
– машина. В фильме на этом акцент сделан сразу же. Но есть нюанс. Это вмешивавшиеся
воспоминания, которые не давали полной картины. У Майора была другая жизнь, она
не всегда служила Девятому Отделу, в отличие от аниме. В аниме Майор –
марионетка Девятого Отдела, идеальный боец. В фильме – сомневающаяся машина,
ищущая в прошлом ответы того, что происходит с ней в настоящем. И второй момент
подкупает, он эмоционально более выигрышный, хотя ход менее оригинальный. Но не
вывезли. Есть две причины: режиссер и Скарлетт Йохансон. Первый сделал упор на
экшене в первой половине фильма, а воспоминаниям уделялось мало времени, а в
конце все поменялось местами, и от прошлого начинаешь уставать слишком быстро,
а действие будто замерло на циферблате хронометража. Ну а Скарлетт традиционно
изобразила безэмоциональную мордашку, и если характеру анимешного майора это
соответствовало, то персонажу из фильма – точно нет. Может, Скарлетт просто
забыла изобразить эмоции?
Изображение взято с сайта: cs9.pikabu.ru
В итоге в фильме мы получили сплошную
мешанину по мотивам. Поиски предназначения, ответов из прошлого, которые мог
дать Кукловод – явно не то, на что рассчитывали поклонники оригинального аниме.
Никакого соединения душ, никакого
перерождения. Обновленная Майор была не творением искусственного разума, а
банальным неудачным экспериментом.
Такое небрежное отношение к
первоисточнику, безусловно, ранит. Кукловод потерял былую привлекательность. А
Майор оказалась очень блеклым персонажем, на которого, к тому же, свалили
слишком многое, выставив предательницей. В том же аниме у нее был большой
кредит доверия – и она его заслужила за долгую службу. Потому и Майор. А в
фильме – очередная неувязочка.
Изображение взято с сайта: http://concepture.club
Но и в аниме были и провальные моменты.
Например, ночной город не казался ярким, злачным местом, исполняющим желания.
Картинка там не особо запоминающаяся, декорации очень серы и бледны, особенно
на фоне шедевра тех лет – «Акиры». А вот в фильме эту оплошность поправили.
Даже действие средь бела дня напоминает, что город оживает лишь ночью. Днем
чувствуется дыхание киберпанка, затишье перед бурей. Город более антиутопичный
именно в фильме. Да и публика там такая же разношерстная.
Второстепенные персонажи лучше раскрыты
в аниме, но внешне они безлики, запоминаются слабо. Имею в виду не Девятый
Отдел, а тех же мусорщиков и простых жителей и представителей посольств.
Обе работы хороши, обе мне понравились.
Но аниме нравится больше, и не просто потому, что оно было первым. Фильм
исправил визуальные огрехи и атмосферу, упустив сам смысл. Душу произведения. А
в «Призраке в доспехах» именно Душа – краеугольный камень философии и самого
мира. К сожалению, в Голливуде внешнее впечатление важнее внутреннего
содержания. Хотя потенциал у фильма был большой…
Изображение взято с сайта: http://animevost.org
Если бы сильные стороны обоих
произведений объединить, то получилась бы нереально сильная работа, на одном
уровне с «Бегущим по Лезвию 2049». А так – аниме остановилось на одной
ступеньке до него, а героине Скарлетт Йохансон придется взбираться намного
дольше…
Комментарии
Отправить комментарий