Сравнение "Призрака в доспехах" - голливудской и анимешной версий


Есть две вещи, которые определяют знаковость того или иного произведения: признанное место в истории и влияние на современников. Когда обе эти вещи соединяются в одно целое, происходит нечто невообразимое.
Таковым можно назвать и аниме «Призрак в доспехах». К сожалению, фильм не смог повторить успех аниме. А мог ли? Тут нужно окунуться в далекие девяностые.
Что есть киберпанк? Отчуждение рациональной холодной машины? Или сплетение интерфейсов, дарующих разумную жизнь, пусть импульсы в нейромозгу отнюдь не яркие? Или же киберпанк – это история о мечтателях, которые утратили мечту и оказались в равнодушном, пустом, но ярком, городе?
Все вместе взятое. И именно этим было аниме. Тогда, в далекие девяностые, японское общество пребывало в состоянии эйфории. Восточноазиатское экономическое чудо, повсеместное развитие новых технологий, наконец, увеличившееся как на дрожжах население, почти сравнявшееся с числом жителей России. Это было весьма удачное время для Японии. Но киберпанк критиковал постиндустриальное общество на Западе, и в таком же ключе он пришел на Восток. Мамору Осии и особенно Масамунэ Сиро видели спад после роста. Нельзя вечно находиться на вершине, но если ты постоянно взбираешься, то можешь на ходу потерять нечто важное. Об этом важном они и пытались напомнить.

Изображение взято с сайта: i.ytimg.com

О Душе. «Призрак в доспехах» было именно о Душе – цифровой, механистической, но все-таки Душе. Фильм же напрочь забыл об этом, оставив лишь упоминание о прошлом. О воспоминаниях, которые создают уникальную личность. Но Душа – не личность, это нечто более высокое, нечто более утонченное. Этот момент оказался упущен.
Обнаженное тело Майора в самом начале – не просто желание эпатировать публику. Это само отношение разумной машины к жизни: она не боится ранений, не боится оставить уязвимые места. Кажется, что Майор не чувствует боли. Она даже плавает так, будто не боится утонуть. Но в момент разговора с Бато на лодке понимаешь, что Кусанаги – не простая машина, что у нее тоже есть чувства. И страхи.

Изображение взято с сайта: cs9.pikabu.ru

К сожалению, именно эта сцена оказалась трещиной, разделившей фильм и аниме. В фильме разговор с Бато на лодке получился скомканным, почти не эмоциональным. И действие треснуло по швам, хотя до того момента фильм смотрелся даже выигрышнее. Чего только стоят пауки-гейши. Одну из них Майор даже считала подругой, потому с первых кадров чувствуется ее заинтересованность в деле. Даже большая, чем в аниме. Но потом это ощущение куда-то ушло.
В аниме не сразу понимаешь, что героиня – машина. В фильме на этом акцент сделан сразу же. Но есть нюанс. Это вмешивавшиеся воспоминания, которые не давали полной картины. У Майора была другая жизнь, она не всегда служила Девятому Отделу, в отличие от аниме. В аниме Майор – марионетка Девятого Отдела, идеальный боец. В фильме – сомневающаяся машина, ищущая в прошлом ответы того, что происходит с ней в настоящем. И второй момент подкупает, он эмоционально более выигрышный, хотя ход менее оригинальный. Но не вывезли. Есть две причины: режиссер и Скарлетт Йохансон. Первый сделал упор на экшене в первой половине фильма, а воспоминаниям уделялось мало времени, а в конце все поменялось местами, и от прошлого начинаешь уставать слишком быстро, а действие будто замерло на циферблате хронометража. Ну а Скарлетт традиционно изобразила безэмоциональную мордашку, и если характеру анимешного майора это соответствовало, то персонажу из фильма – точно нет. Может, Скарлетт просто забыла изобразить эмоции?

Изображение взято с сайта: cs9.pikabu.ru

В итоге в фильме мы получили сплошную мешанину по мотивам. Поиски предназначения, ответов из прошлого, которые мог дать Кукловод – явно не то, на что рассчитывали поклонники оригинального аниме.
Никакого соединения душ, никакого перерождения. Обновленная Майор была не творением искусственного разума, а банальным неудачным экспериментом.
Такое небрежное отношение к первоисточнику, безусловно, ранит. Кукловод потерял былую привлекательность. А Майор оказалась очень блеклым персонажем, на которого, к тому же, свалили слишком многое, выставив предательницей. В том же аниме у нее был большой кредит доверия – и она его заслужила за долгую службу. Потому и Майор. А в фильме – очередная неувязочка.

Изображение взято с сайта: http://concepture.club

Но и в аниме были и провальные моменты. Например, ночной город не казался ярким, злачным местом, исполняющим желания. Картинка там не особо запоминающаяся, декорации очень серы и бледны, особенно на фоне шедевра тех лет – «Акиры». А вот в фильме эту оплошность поправили. Даже действие средь бела дня напоминает, что город оживает лишь ночью. Днем чувствуется дыхание киберпанка, затишье перед бурей. Город более антиутопичный именно в фильме. Да и публика там такая же разношерстная.
Второстепенные персонажи лучше раскрыты в аниме, но внешне они безлики, запоминаются слабо. Имею в виду не Девятый Отдел, а тех же мусорщиков и простых жителей и представителей посольств.
Обе работы хороши, обе мне понравились. Но аниме нравится больше, и не просто потому, что оно было первым. Фильм исправил визуальные огрехи и атмосферу, упустив сам смысл. Душу произведения. А в «Призраке в доспехах» именно Душа – краеугольный камень философии и самого мира. К сожалению, в Голливуде внешнее впечатление важнее внутреннего содержания. Хотя потенциал у фильма был большой…

Изображение взято с сайта: http://animevost.org

Если бы сильные стороны обоих произведений объединить, то получилась бы нереально сильная работа, на одном уровне с «Бегущим по Лезвию 2049». А так – аниме остановилось на одной ступеньке до него, а героине Скарлетт Йохансон придется взбираться намного дольше…

Комментарии

Популярные сообщения